Лекция №6. 

Древнегреческий эпос. Анализ эпоса

 

Приветствую всех присутствующих. Эта лекция, фактически, закрывает нашу с вами финишную прямую по изучению цикла древнегреческой мифологии, хотя, безусловно, следующая лекция - мифологический словарик - будет представлять для вас очень широкий спектр разнообразнейшей информации, так что не советую расслабляться. 

Эту лекцию я посветила не только тому, чтобы научить вас делать анализ, но и небольшому рассказу, а что же такое, собственно, представляет из себя древнегреческий эпос. Для прочтения лекции желательно ознакомление с текстами Гомера, если у вас, разумеется, есть желание. *профессор раздала ученикам огромные тома с выдавленными буквами - ПОЭМЫ ГОМЕРА*

http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/gomer/gomer_index.html

В любом случае, приступим. 

Повторю для вас важный отрывок из второй лекции, который вы, несомненно, не обделили вниманием в прошлый раз. 

Гомеровский эпос. С течением времени воспоминания об этом периоде и его событиях должны были угаснуть, как угасали воспоминания обо всех предшествовавших эпохах греческой истории. Однако на рубеже 12 и 11 вв. до н.э. микенская цивилизация пала под натиском дорийцев – последней волны грекоязычных племен, вторгшихся в Грецию. В последующие века бедности и изоляции живая память о славном микенском прошлом сохранялась в продолжавшей существовать микенской традиции устной эпической поэзии. Древние сказания пересказывались и подробно разрабатывались, а в 8 в. до н.э. были записаны два сказания из числа самых известных, положившие начало всей вообще повествовательной традиции европейской литературы, авторство которых приписывалось Гомеру. Это Илиада и Одиссея, эпические повествования о войне против города Трои в Малой Азии.

Эти поэмы не только донесли до позднейших греков микенское культурное наследие, но и задали основной тон всей греческой мифологии с ее вниманием к человеческому началу и персонажам, которых читатели и слушатели воспринимали как реально существовавших мужчин и женщин, живших в исторических местах. На протяжении столетий в мифологии формировалось также и представление о касте богов, наделенных узнаваемыми характерами и определенными сферами влияния. 

Но, как мне кажется, стоит вам напомнить и о том, кто же такой Гомер.

Гомер был одним из самых известнейших древнегреческих поэтов, работающих в жанре эпоса. Ему еще со времен античной традиции приписывают авторство двух поэм - "Одиссея" и "Илиада" (ох, надеюсь, это усвоили, иначе из меня никудышный преподаватель!), а также нескольких других произведений. Легенды представляют Гомера как слепого странствующего певца, собиравшего истории из разных уголков стран. За честь называться родиной великого автора спорили, по преданию, семь городов. Образ Гомера остается полуфантастическим, это породило в науке так называемый гомеровский вопрос, из обычной проблемы авторства выросший до целой совокупности проблем происхождения и развития древнегреческого эпоса, в том числе и соотношения в нем фольклора и собственного литературного творчества, которое и определяет степень "авторского права". 

Думаю, что о Гомере вполне достаточно для нашего с вами "среднего" уровня.  Теперь перейдем к следующей части нашей лекции - план разбора. 

Как и в каждом случае анализа, есть несколько вариантов. Всего их семь. Сегодня я приведу здесь три основных, которые чаще всего используются и, соответственно, проще всех остальных в использовании. Эти планы применимы как ко всему произведению, так и к его отрывкам, что очень удобно и функционально. 

План первый (работа осуществляется простым текстом, без разделения на этапы). Этот план также называется "Простым", потому что он не раскрывает глубину произведения. Он самый элементарный и примитивный из всех. Осуществляется он по такому принципу: 

Пересказ общей сюжетной линии, выделение основной из них, описание второстепенных, если они есть. Аргументация в пользу главного героя (т.е. объяснение, почему и кто, по вашему мнению, является главным героем), перечисление и характеристика остальных героев и определение их роли. Классификация  всех героев по разным параметрам: отрицательный/положительный, необходимый/заменимый, яркий/серый, и т.д. Разъяснение основной идеи текста, исторические данные по нему. 

План второй, "Классический". Этот план чуть-чуть сложнее, потому что он направлен больше в анализ психологический, нежели сюжетный, как в первом случае. Назван он "Классическим" потому, что он преподносится учителями как основной и используется гораздо чаще остальных. Работу по этому плану лучше всего разбить на пункты. 

1. Название текста, автор, жанр, краткий пересказ, разъяснение исторических/ автобиографических элементов в тексте. 

2. Выделение главного героя и аргументация своего мнения. Сюжетные линии. 

3. Основная идея текста, цель текста, на какие сферы общества рассчитан.  

4. Характеристика и классификация всех героев с разных точек зрения: психологической, философской, сюжетной, исторической и т.д. Более глубокий анализ и составление психологических портретов основных героев. Связь описания внешнего вида с описанием психологическим и вашими рассуждениями.  

5. Определение назначения основных героев. То есть, фактически, ответ на вопрос - зачем введен этот или иной герой в повествование?

Для сюжетной линии, для более полной характеристики главного героя, выявления его качеств, ради психологической стороны повествования, для создания оттенка повествования, возможно, это автобиографический герой. Бывают неоднозначные ситуации, когда один герой "используется" автором в разных целях. 

6. Какие приемы использует автор? (Имеется в виду литературные приемы). С какой целью он их использует? 

7. Закончено ли повествование, все ли сюжетные линии логично завершены. Объяснение. Удалось ли автору выразить идею текста, достигнута ли цель текста. 

8. Ваше личное мнение о тексте. 

План третий, "Исторический". Этот план лучше использовать по отношению к художественно-историческим романам. Для осуществления работы по этому плану выберите основу - "простого" или "классического" анализа, и добавьте в него этот пункт. 

Какие исторические события взяты в основу, используются автором, с какой целью, какие исторические или культурные элементы быта и жизни взяты, для чего. Какие герои выражают исторических личностей, какие характеристики этих героев взяты за основу, нет ли совмещения двух разных образов в одном. Какие внешние проявления стиля дают понятие об исторической основе произведения, что побудило автора использовать это. 

Итак, как видите, все три плана схожи между собой и имеют общие черты, так что запомнить их не представляет особой сложности. В течение курса мы будем возвращаться к ним в разборе эпоса, поэтому, чтобы не пришлось еще раз перечитывать эту лекцию, следует запомнить эти планы. Так что эта лекция очень важна. 

Далее приведу песнь первую из "Одиссеи". Она поможет вам разобраться с текстом. Вашим домашним заданием будет сделать анализ любого из отрывков "Илиады" и "Одиссеи" или всего произведения в целом. Этот текст  рекомендован для первого опыта, потому что прост для любого из планов разбора. Первую правильную работу к этой лекции помещу сюда в качестве примера и выставлю дополнительные баллы (за классический или исторический разбор по 50 баллов, т.е. как две творческие работы, за простой разбор 30 баллов. Но это баллы за сентябрьские работы!).  Жду ваших работ. 

Домашнее задание. 

1. Сделайте анализ любой из песен поэм Гомера, или анализ одной из них, по любому из образцов, представленных на уроке. Не бойтесь браться за это - это не так уж и сложно, к тому же я не буду судить строго. Главное - попытайтесь, и на основе ваших ошибок вы сможете развивать свое умение анализировать.

2. Какие семь городов боролись за честь называться родиной Гомера? Расскажите кратко, что вам о них известно и где еще вы встречали их названия (если нигде - пишите честно!)

3. Вы можете сделать анализ любого произведения на ваш выбор. Только в данном случае я буду оценивать строже, так как у вас есть возможность взять себе произведение под ваш индивидуальный уровень, даже очень простое. Но у вас есть шанс - попытайтесь!    

 

  

- на главную -

   

- лекторий

    

 - E-mail -

   

Сайт создан в системе uCoz