Лекция №4. 

Божества и тотемизм

 

Приветствую всех присутствующих. Сегодняшнее занятие посвящено более подробному изучению основных древнегреческих божеств и их тотемной символики.

Итак, приступим. На прошлых занятиях мы уже косвенно касались темы древнегреческих богов, поэтому следует объяснить назначение этой лекции. Естественно, вы, благодаря лекции №2, а может, и благодаря вашему интересу к древнегреческой мифологии в прошлом, уже знакомы с большинством древнегреческих божеств, но возможно, сегодня вы откроете для себя какие-то новые детали, так как подробные характеристики будут представлены только к самым основным богам, с которыми связано очень много мифов и историй. В мифологии практически никакие данные не могут быть полностью достоверны, они складываются из разных информационных источников, выводятся из сказаний, легенд, исторического эпоса и устных документов, так что многие авторы будут трактовать разные мифы по-своему, создавать новые версии одного и того же, и вам может встретиться иные вариации в мифологии. Я буду указывать на самые распространенные, так как это удобнее всего.

Ниже представлен список самых основных богов, таких, как Гера, Афина, Артемида и т.п., а также их подробные характеристики, как мифологические, так и исторические.

ЗЕВС

Зевс - сын Крона и Реи, супруг Геры, главный из всех богов. Получил титул Громовержца и сел на трон после свержения своего отца. Зевс - исконно греческое божество. Его имя чисто индоевропейского происхождения и означает "дневное сияющее небо".

У Зевса, кроме Геры, было еще две супруги - Метида и Фемида, но первую постигает не слишком удачная судьба - Метиду Зевс проглатывает по совету Геи, чтобы она не родила ему сына моущественней его самого. Фемида же рожает Зевсу дочерей - гор и мойр. На самом деле Зевс всегда был неверным супругом и дочерей и сыновей у него гораздо больше, чем рожали ему его жены (например, Деметра родила Зевсу Персефону, Лето - Аполлона и Артемиду, а Мнемозина - девять известных муз).

В древнейшие времена хтонического периода (см. предыдущую лекцию) у Зевса была еще одна функция - вершить жизнь и смерть, за что он получил один из своих титулов - Хтоний, т.е. "подземный". Зевса Хтония почитали в Коринфе. Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия.

Еще один титул Зевса - Критский, а также Лабрандский и Фессалийский (т.е. - Олимпийский). Атрибутами Зевса считаются эгида, скипетр, молот и молнии. Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на подчиненных ему богов. Но в честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские игры в Олимпии.

ГЕРА

Гера была дочерью Реи и Крона, бога времени, свергнувшего своего отца Урана с престола и обрекшего тем самым себя на такую же судьбу. Она также супруга своего брата Зевса-громовержца, главного из древнегреческих богов. Этот брак является рудиментом принятой в то время в Греции единокровной семьи. Несмотря на то, что Гера уже третья супруга Зевса, такой брак дает ей власть над олимпийскими богинями.

С древнегреческого ее имя можно перевести как «охранительница», «госпожа». Гера – покровительница брака и моногамной семьи. На ее образ повлияли черты женского божества Великой Матери древнейшего хтонического периода: независимость, самостоятельность в браке, ревнивость и склонность к разногласиям с супругом. Но утонченные черты позднего героизма также присутствуют в ее культе – она блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи, одна из прекраснейших богинь, но тем не менее жестоких. По ее вине погибло много славных воинов и постигла жестокая кара невинных. Но ее поступки не сходят ей с рук, и муж, а порой и просто судьба, наказывают ее.

Гера издревле связана с хтоническими (т.е., земными, первоначальными) силами. Это выражается в разных вариациях мифов – например, существует один из вариантов, что Тифона породила именно Гера от одного прикосновения к земле (по другим источникам, Тифон был сыном Геи и мрачного Тартара). У мифов, связанных с Герой, как одной из самых распространенных богинь, много различных вариаций.

Гера, кроме всего прочего, покровительствует женщинам во время родов, точно так же, как и Артемида, получившая эту функцию по отношению к животным. Гера – мать богини родов Илифии, посланной для ускорения родов Никиппы.

В произведениях Гомера Геру называют «волоокой», что указывает на тотемность богини и ее связь с коровой, которая и является ее основным тотемным символом.

АПОЛЛОН

Аполлон является сыном Зевса и Лето, он брат богини охоты Артемиды. Аполлон является одним из богов, поддерживающих множество различных функций. Он включил в свой образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда идет первоначальное разнообразие его символики и функций). Имя Аполлона не индоевропейского происхождения. Его образ соединяет небо, землю, солнце и преисподнюю.

Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. После рождения двух близнецов (Аполлона и его сестры) остров стал называться Делос (от греч. "являю"). Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестные земли Дельф. И в Дельфах, на тот месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свой собственный. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне). Также Аполлон поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето.

Но Аполлон, как многофункциональный образ, имеет и другую сторону. Стрелы Аполлона и Артемиды часто убивают невинных людей, даже стариков. В Троянской войне его стрелы несли в лагерь ахейцев чуму целых девять дней. Вместе с сестрой они погубили детей Ниобы в отместку за то, что она высмеивала их мать (у Ниобы было четырнадцать детей, и Аполлон с Артемидой погубили всех, оставив лишь двух - мальчика и девочку). Аполлон выступал против Геракла, пытавшимся овладеть дельфийским треножником.

Но наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он искусный врачеватель, прекративший чуму во время Полопеннесской войны. В позднем героизме Аполлон стал отождествляться с солнцем во всей полноте его функций. Эпитет Аполлона - Феб - указывает на чистоту, блеск, прорицание.

Образ Аполлона развивался параллельно с мифологией Греции. Соответственно периодам, он сначала был очень тесно связан с растениями и природой - он был пастухом, охраняющим стада. Позже он получил такие титулы, как Дафний (любящий лавровое дерево), Дримас (дубовый) и др. подобные этим. Аполлон также связан с кипарисом, пальмой, плющом, маслиной и др. растениями. Как и его сестра Артемида, богиня охоты и диких животных, Аполлон был связан (а на более ранних этапах даже полностью отождествлялся) с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. На архаичной ступени развития Аполлон становится демоном смерти, убийства и даже человеческих жертвоприношений, но одновременно с такими функциями он также становится целителем, врачевателем и отвратителем. Он получает такие прозвища, как Алексикакос (отвратитель зла), Апотропей (отвратитель), Простат (заступник), Акесий (целитель), Пеон (разрешитель болезней), Эпикурий (попечитель).

На стадии олимпийской (героической) мифологии в образе Аполлона проявляется твердое начало, из которого вырастает уверенная гармоничная личность великого бога эпохи патриархата. Аполлон, как и все остальные боги, становится ближе к людям. Он начинает учить их тому, что умеет сам, активно делится своими умениями в целительстве. А также он становится богом-прорицателем. Он учит мудрости и искусствам, стоит людям города и охраняет их, поддерживает в войне, защищает от врагов. Его зооморфные черты становятся пережитком, т.е. рудиментом, а точнее рудиментарным атрибутом, который остается как этап развития личности божества. Так как сознание людей значительно раскрылось, оно теперь способно отделить идею фетиша от его самого, и теперь Аполлон уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом, и его оружие обвито этим растением. Он не мышь и не волк, но повелитель мышей и убийца волка.

Аполлон прочно вошел в олимпийский пантеон богов, при этом приняв множество даров-символов от некоторых божеств: дар прорицания от Геи, покровительство музыке от Гермеса, вдохновение от Диониса и многое другое.

Аполлон также связан с музами, следующими за ним и танцующими вокруг него, и с гипербореями, не знающими бед. По легенде, Аполлон каждый год на определенное время улетал на крайний север к гипербореям, прямо перед тем, как у последних начиналось мерячение. Гипербореями этот народ назван от названия северного ветра- Борея, и от преувеличительной приставки "Гипер", так как следуя географии древних греков, на крайнем севере находилась благодатная земля, жители которой не знали ни болезней, ни бед.

Тотемная символика у Аполлона очень богатая - как я уже сказала, это и лавр, и черепаховая лира, и множество других рудиментальных символов.

АРЕС

Арес является братом Афины. Это бог войны без правил, жестокой войны ради воны, в отличие от своей сестры, покровительствующей честному и справедливому бою. Арес не только не любим Зевсом, но и не обладает почетом и у народа, возможно потому, что в мифах несколько несерьезно относятся к этому божеству и его могуществу. В хтоническом периоде Арес просто отждествлялся со смертоносным оружием и войной (следы этого отождествления можно найти в произведениях Гомера). Древнейший миф об аресе свидетельствует о его негреческом, а точнее фракийском происхождении. Софокл нызывает Ареса "презренным" богом и призывает Зевса поразить его молниями. Древние черты отразились в мифе о том, что Арес становится отцос фиванского дракона, убитого Кадмом. Даже во многочисленных детях Ареса проявляются его черты необузданности, дикости, жестокости и воинственности (Мелеагр, Аскалаф, Иалмен, Флегий, Эномай, амазонки).Спутницами Ареса были кровожадная Энио и богиня раздора Эрида. Его кони, дети Борея и одной из эриний носили имена Блеск, Пламя, Шум, Ужас. Атрибутика Ареса (и, соответственно, символика) довольно проста - копье, горящий факел, собаки, а также коршун.

Со временем развития Арес плохо уживается с утонченностью греческой мифологии, так как его образ не обладает двойственностью, как, например, у Аполлона. Теперь уже Арес считается сыном Зевса, чего не было первоначально - в более раннем периоде предполагалось, что Гера породила его от прикосновения к волшебному цветку. Но тем не менее, чтобы как-то поддержать эту самую "утонченность" Арес влюбляется в богиню красоты и любви Афродиту, которая рожает емй детей Эроса (страсть), Антероса, Деймоса (ужас), Фобоса (страх) и Гармонию. Но несмотря на это в образе бога войны сохранились своеобразные "напластования" от различных этапов развития.

АРТЕМИДА

Артемида традиционно считается богиней охоты. Она сестра-близнец Аполлона и дочь Лето и Зевса. Ее имя означает "медвежья богиня", "владычица", а также "убийца". Артемида связана с культом луны и богинями Селеной и Гекатой. Вокруг Артемиды находятся нимфы-охотницы. Она вооружена луком, а кроме нимф еесопровождает свора собак. Образ Артемиды довольно жесток - она потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, наслала на Калидон ужасного вепря, вызвала раздор среди родичей Мелеагра. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы, о чем свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды. Эти факты, подчеркивающие зооморфную связь Артемиды с медведяями и жестокими дикими зверями, связаны с ее архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью Артемиды была нимфа-охотница Бритомартис. А Артемида Эфесская - покровительница амазонок, дочерей Ареса. А тотемный символ Артемиды - это медведица, так как первоначально она отождествлялась с богиней.

АФИНА

Афина - мудрая справедливая воительница, покровительница правды, честной войны и мудрости. Она сестра бога войны Ареса, дочь Зевса и Геры (по другой версии - Метиды). Так как Афина родилась возле реки Тритон в Ливии, она сразу же получила прозвище Тритониады или Тритогенеи. По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды, и это еще одна из версий о происхождении титула "Тритониада". Но радиционно считается, что Афина, как дочь верховного бога, является как бы непосредственным продолжением воли Зевса и ее исполнительницей. Она - мысль Зевса, осуществленная в действии...

Афина - одна из главнейших и наиболее почитаемых фигур в друвнегреческой мифологии. По своей значимости она практически равно Зевсу, чего нельзя сказать о других богах (разве что об Аполлоне, но он имеет чужестранные корни и символизировал для греков нечто извне, потому и не мог равняться верховному богу). Образ Афины коренится в самом древнем периоде развития греческой мифологии, который мы не разбирали - матриархате. В том периоде она стояла выше Зевса, и, возможно, именно поэтому ее власть перешла и в поздний героизм. Силой и мудростью своей она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за ним, да и место ее - ближайшее к нему. Наряду с новыми функциями военной справедливости и могущества Афина сумела сохранить матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании ее как девы и защитницы целомудрия, точно также, как и Артемиды.

Многочисленны сведения о космических чертах богини. Ее рождение сопровождается золотым дождем, именно у нее хранятся молнни Зевса, его главное оружие. Ее изображение, так называемый палладий, по легенде упало с неба (отсюда Афина Паллада). Другие эпитеты и звания Афины - Полиада (городская), Полиухос (градодержица), так как Афина считалась покровительницей городов.

Тотемная символика Афины довольно-таки сложна - она включает в себя и сову ( к примеру, в произведениях Гомера Афину постоянно называют совоокой), и копье, и даже перо.

АФРОДИТА

Итак, последнее на сегодня божество, к которому будет приложена характеристика, это Афродита, самая прекрасная и нежная богиня из всех. Это богиня любви и красоты, одна из самых почитаемых в Греции, даже несмотря на ее малоазийское происхождение.

Существуют две версии рождения Афродиты. Согласно первой, более ранне, она родилась из крови ослепленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда народная этимология ее имени - "пеннорожденная" и одно из ее прозвищ - "появившаяся на поверхности моря". А вторая, более поздняя версия гласит, что Афродита была дочерью Зевса и Дионы. Первый миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также версией Гесиода, что вместе с Афродитой из крови появились на свет эринии и гиганты (по другой версии рожденные Геей). Следовательно, Афродита может считаться старше Зевса и являться одной из первичных хтонических сил сродни эриниям. Но богиня красоты обладает космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это ее воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме "О природе вещей". Афродита там представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда многие эпитеты богини, такие, как, например, "Афродита священносадовая", "Афродита цветущая" и т.д. Она всегда в окружении дивных цветов, являющихся составной частью ее тотемной символики, а также в сопровождении харит, ор и нимф.

Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная (богиня гор), богиня дождей и моря, богиня дождевых туч - то есть получается, что и земля, и вода, и воздух, и горы объяты силой Афродиты. Она, как и Гера, богиня брака и даже родов, а также кормления детей грудью.

Афродита имеет любовную власть не только над простыми людьми, но и над богами. Ей неподвластны только женские божества - Афина, Артемида, Гестия и другие.

Афродита активно участвует во многих мифах, но в основном только лишь как кокетливая тихая богиня, и лишь изредка она совершает что-то известное - например, сводит Париса с Еленой.

Многочисленные святилища Афродиты свидетельствуют о ее большом почитании и уважении среди греческого народа. А в тотемную символику Афродиты входят также пена и облака.


Итак, я думаю, что хватит на сегодня о древнегреческих божествах. Теперь приступим ко второй части лекции, в которой более подробно рассказывается о тотемизме, а точнее о тотемических мифах.

В основе тотемических мифов лежит, естественно, связь различных персонажей мифов с тотемами. Причем связь может быть самая различная - от поклонения тотемам до символизации тотемами отдельных родов, племен, богов, людей и т.п. Для начала рассмотрим подробно, что такое тотем и что может являться тотемом.

Тотем в своем первоначальном значении - это всего лишь какое-либо тело, ставшее символом чего-либо. Обычно это животное или растение, реже - здание или какой-то неодушевленный предмет. Чаще всего это все-таки являеься каким-либо природным компонентом или элементом стихийной силы, как в случае Афродиты, например. Тотемы могут быть присвоены любому предмету или существу, начиная с животных и заканчивая хрониками страны. Но единственное, что исключается в отношении тотемов - это символизация одного тотема другим.

В тотемизме могут присутствовать ритуалы, обряды, магические действа, поклонение, жертвоприношение, проклятие, клятва на тотеме, и даже переход в идолопочитание. Тотемизм распространился еще с начала зарождения обрядовой религии как таковой, т.е. примерно две тысячи лет до н. э. Это одна из самых древних областей в мифологии, ктоорая еще не до конца изучена.

Благодарю за внимание, лекция окончена. Думаю, на этот раз вполне достаточно материала, чтобы тема была раскрыта. Домашнее задание: рассказать по образцу о любом другом божестве, не описанном в лекции. Корректные работы я размещу как дополнительную информацию.

Домашнее задание. 

1. Расскажите по представленному вам в лекции образцу о любом другом божестве, которое вас заинтересовало. Обязательно напишите, что именно в образе описываемого вами бога показалось вам интересным. 

2. Нарисуйте в любом графическом редакторе или отсканируйте рисунок от руки любого древнегреческого божества, которое вам понравилось, с комментарием, почему именно на это божество пал ваш выбор. Художественные таланты приветствуются, но и не слишком умелый рисунок будет оценен высоко :))

3. Сделайте подборку мифов о любом из божеств, с обязательным комментарием, откуда вы взяли тексты мифов и почему именно об этом божестве. 

         

 

  

- на главную -

   

- лекторий

    

 - E-mail -

   

Сайт создан в системе uCoz