Лекция №3. 

Периоды развития древнегреческой мифологии

 

Приветствую всех присутствующих. На этот раз я кратко расскажу вам о периодах развития древнегреческой мифологии. На прошлом уроке вы немного узнали об истории Греции и ее культуре, сегодня вам предстоит узнать, по каким этапам развивалась мифология эллинов и как они называются. Хотя эта лекция недлинная, тем не менее, размер не всегда соответствует содержанию - к тому же имейте в виду, что этот вопрос войдет в проверочную работу, поэтому будьте внимательны.

Большую часть урока мы посвятим подробному рассмотрению периодов развития древнегреческой мифологии. Мы рассмотрим только два из них, самые древние. Первый называется древнейшим хтоническим (то есть первоначальным, связанным с землей, природным); его также называют дофессалийским и доолимпийским. Второй период – это героический, т.е. фессалийский, олимпийский. Он более поздний и более сложный для разбора, так как культурное развитие делало мифологию более утонченной и морализованной, перенося туда общественные функции поведения. 

Доолимпийский хтонический период развития закладывает самые основы греческой мифологии, которые не дошли даже до VI века до н.э. Он делится на два этапа, первый их которых – фетишизм. Так как это самый древний этап формирования и развития мифологии, то время не оставило от первоначального образования следов в современной мифологии. Древние греки того времени (практически первобытные создания) не разделяли сущность предмета, его идею от его самого, то есть фетиш от его идеи. Они видели во всем окружающем мире магическую силу и считали ее тождественной тому, в чем она живет. В структуре и концепции той древней мифологии царила дисгармония и несоответствие, так как фетишизм был стадией собирательно-охотничьего хозяйства. На фетишей переносились социальные функции общинно-родовой формации, создавая между фетишами определенные иерархическо-родственные связи. Как я уже сказала, демоническое существо (т. е. магическая сила), живущее в предмете, никак не отделяли от самого предмета, и поклонялись ему. Например, Зевс первоначально был каменной пирамидой, которой поклонялись в городе Сикионе (Пелопоннес), а на Ликейской горе в Аркадии – колонной. А Геру в Феспиях (Беотия) представляли как обрубок древесного ствола, а на острове Самос – в виде доски. Фетишизм этих богов указывает на их исключительную древность и глубокие корни.  

По мере развития производящего хозяйства греки начали интересоваться вопросами производства вещей и их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда-то в мифологии появилось понятие разделения идеи фетиша от его самого. Магическая сила, которая ранее была слепой и беспорядочной, теперь стала приобретать черты – каждый магический сосуд и его наполнитель (т.е. предмет, который являлся содержателем этой магической силы и сама магическая сила) теперь стали разными вещами. Ранее сущность погибала при уничтожении предмета, в котором обитала, но теперь она могла самостоятельно отделяться от него и жить долгое время  после его уничтожения. Тогда-то и совершился переход ко второму этапу в хтоническом периоде – анимизму (anima – душа, animus – дух). Он характерен ускоренным развитием демонизма в мифологических пластах – появление демона как самостоятельного  существа стало своеобразной революцией в развитии. Магические артефакты – дома демонов – представляли огромную ценность и представляют ее и поныне. Но сила древнегреческих демонов все еще была беспорядочна. Тератологические мифы повествуют о страшных существах, символизирующих силы земли, таких, как Тифон, Тартар, титаны, эринии, циклопы, гекатонхейры, Цербер. В мифах того времени также часто присутствует миксантропия, т. е. соединение черт человека и животного. Яркий пример тому – кентавры, Сфинкс, сирены, дриады. Все это показывает, что греки тогда еще не избавились от представления себя как неотъемлемой части природы, сохраняли нецивилизованное сознание. Обобщение тератологии и миксантропии в результате дало образ праматери-земли, Великой богини-матери, что имело значение в этот и в эллинистическо-римский период, когда происходило возрождение архаики.  

Следующий период в развитии – героический. Он также разделяется на два этапа – ранний героизм и поздний героизм, различия в которых не столь явственны, чем между фетишизмом и анимизмом, но все же не менее заметны. Ранний героизм связан с переходом к патриархату в истории Греции. Именно во время этого этапа закладывается первая ступень развития героики – появляются герои, которые расправляются с чудовищами, спасая народ от опасных созданий. Происходит символическая победа человека над природой – раньше природные силы были непобедимы и имели неоспоримую власть, и было выгодно быть их частью. Теперь же, когда стены города давали надежную защиту, человек мог больше не бояться природы и хищных животных и жить отдельно. Появляются вторичные обители для духов – святилища и храмы. Небо отождествляется с Олимпом, горой выше облаков, на которой живут боги. Совершаются подвиги многими мифическими героями: Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище, уничтожает двух чудовищных великанов Ота и Эфиальта, Кадм побеждает дракона и создает на поле боя Фивы, Персей избавляет народ от Медузы, Беллерофонт убивает Химеру, Мелеагр – каледонского вепря. Совершает свои 12 подвигов и Геракл. Теперь беспорядочной силой богов верховодит Зевс, исправляя хаос, царивший в мифологии. Зевсу подчиняются все божества, ему подвластны жизни людей, все стихийные силы в его руках. Также во время раннего героизма утончается восприятие, исчезает дикость и чудовищность образов. Например, нереиды, океаниды, наяды, дриады и другие духи природы больше не представляются в виде ужасных природных кошмаров, карающих стихийными бедствиями, они становятся поэтичными и умиротворенными созданиями, которые просто являются частью природы. Появляются божества нового плана – оформившиеся вторичные образы Великой Богини-матери, такие, как Афродита, богиня любви и красоты, Афина – богиня мудрости и справеддивости, Гестия, богиня домашнего очага. Гера становится покровительницей брака и моногамной семьи, даже Артемида, сохранившая древние охотничьи функции, превратилась в образец дружелюбного и сердечного отношения к людям. Раньше магическая сила, демоны и природа в целом были направлены против человека и были страшными и непонятными, недоступными пониманию, теперь же многие существа и предметы стали человекоподобными, даже человечными, созданными в помощь людям и направленными к ним. Люди научились использовать природные ресурсы, ориентироваться в природе, видеть и воспевать ее красоту. Даже Зевс, грозный владыка, молниями рассеивающий тьму ночи, могущественней которого не было, стал внимать и прислушиваться к людям и порой исполнять их желания. Нимфы стали предметом восхищения и примером красоты. Богами патриархального уклада жизни становятся Афина и Аполлон, славившиеся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Таким образом, можно заключить, что на этапе раннего героизма в людях начал развиваться эгоцентризм, и под него стала перестраиваться мифология. А появление безопасности ориентирования в природе отразилось в победах над тератологическими чудовищами.  

На этапе позднего героизма чувствуется влияние литературной обработки. Практически утрачивается страх перед богами, люди теперь даже бросают им вызов неверием, неповиновением и несогласием. Салмоней, например, и вовсе объявил себя Зевсом и стал требовать подобающих почестей. Диомед вступил в рукопашный бой с Аресом. Кассандра, получив от Аполлона свой дар предвидения, отвергла бога, за что была наказана. Делаются распространенными проклятия.

Вот, в принципе, и все касательно периодов развития древнегреческой мифологии. Дальнейшее развитие мы прослеживать не будем, так как в дальнейшем она перестает быть религией, и становится уже политической историей, а затем уже и мифологией.

Домашнее задание. 

1. Расскажите своими словами о периодах развития древнегреческой мифологии. 

2. Приведите примеры мифов, возникших в разные этапы развития (не мене трех на каждый этап и период), указывая эти этапы и как можно подробнее объясняя, почему именно к этому этапу вы отнесли этот миф. 

3. Если вы хорошо знакомы с древнегреческой мифологией, проведите небольшое исследование: какие элементы характеризуют какие этапы. Обратите внимание, какие образы и детали особенно часто встречаются в мифах того или иного этапа развития. Можете ли вы как-нибудь объяснить наличие этих деталей?  

4. Изложите свои мысли на тему - чем можно объяснить именно такой характер развития мифологии? Что он вам напоминает? Какие мысли вам приходили в голову во время прочтения лекции?       

 

  

- на главную -

   

- лекторий

    

 - E-mail -

   

Сайт создан в системе uCoz