Лекция №2. 

Космогония и теогония древнегреческой мифологии

 

Классической мифологией считается мифология Древней Греции и Древнего Рима, едва ли не самый известный и хорошо изученный аспект культурного наследия античности. Классическая мифология включает в себя рассказы об определенном круге персонажей – богах, людях и в особенности «героях», т.е. великих людях древности, занимающих промежуточное положение между богами и обыкновенными людьми.

В классическую эпоху Греция состояла из множества полисов (городов-государств). В каждом из таких городов обычно существовал свой круг местных богов, героев и преданий. Здесь не существовало общей «церкви», религиозной системы или организованного жречества, единых для всей Греции. Богопочитание носило по преимуществу местный характер и осуществлялось в домах, святилищах или в храмах города-государства. Лишь несколько святилищ привлекали людей со всей Греции, и лишь некоторые культы имели приверженцев почти повсеместно; но эти святилища были посвящены одному определенному божеству, а культы сохранялись в тайне от всех, кроме посвященных.

Классическая мифология воспринята нами из двух источников: Греции и Рима. Греции принадлежит содержание, Риму же чаще всего – только транскрипция. Так, имя греческого бога Крона в Риме произносили как Кронус, и он был отождествлен с местным римским божеством Сатурном. Именно как Кронуса или Сатурна его теперь обычно и знают, хотя практически все рассказы, связанные с ним, имеют греческое происхождение. В данной статье все греческие имена мифологических персонажей приводятся в греческой форме, с прибавлением в скобках имени того местного римского божества, с которым они были отождествлены.

ИСТОРИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Древнейшие элементы. Греческая мифология, как и греческая культура в целом, представляет собою сплав различных элементов. Эти элементы привносились постепенно, на протяжении более тысячи лет. Около 19 в. до н.э. первые известные нам носители греческого языка вторглись с севера в Грецию и на острова Эгейского моря, смешавшись с уже жившими здесь племенами.

Об архаических греках мы не знаем практически ничего, кроме их языка, и мало что в классической мифологии восходит непосредственно к этой ранней эпохе. Однако с большой степенью уверенности можно утверждать, что греки принесли с собой почитание Зевса – бога неба, ставшего верховным божеством в классическую эпоху. Возможно, что почитание Зевса возникло даже раньше, чем греки стали отдельным народом, поскольку отдаленные родственники греков – латиняне Италии и арии, вторгшиеся в Северную Индию, – почитали бога неба с почти тем же именем. Греческий Zeus pater (Зевс-отец) первоначально был тем же самым божеством, что и латинский Юпитер и арийский Дьяус-питар. Однако происхождение других богов чаще всего не удается проследить до эпохи вторжения в Грецию.

Критский элемент. Архаические греки были варварами, вторгшимися в ареал высокоразвитой культуры – минойской цивилизации острова Крит и южной части Эгейского моря. Через несколько веков сами греки подверглись сильному влиянию минойцев, однако ок. 1450 до н.э. они захватили Крит и завоевали господствующее положение в Эгейском регионе.

Некоторые классические мифы связаны с Критом. По-видимому, лишь немногие из них представляют собою собственно минойские предания, так как по большей части они скорее отражают то впечатление, которое произвели на греков контакты с критской цивилизацией. В одном из мифов Зевс в образе быка похищает Европу (дочь царя финикийского города Тира), и от их союза рождается Минос, основатель династии критских царей. Минос правит в городе Кноссе; он владеет огромным лабиринтом и дворцом, где танцует его дочь Ариадна. И лабиринт и дворец построены искусным мастером Дедалом (чье имя означает «хитроумный художник»). В лабиринте Миноса заперт Минотавр, чудовищный полубык-получеловек, пожирающий приносимых ему в жертву юношей и девушек. Но однажды афинянин Тесей (тоже предназначенный в жертву) убивает чудовище с помощью Ариадны, отыскивает выход из лабиринта по нити и спасает своих товарищей. На содержание всех этих рассказов явно повлияли слава великолепного дворца в Кноссе с его сложнейшей планировкой, связи критян с Финикией и близлежащими областями, изумительное мастерство их ремесленников, местный культ быка.

Отдельные представления и рассказы вполне могли быть отражением минойских представлений. Существует легенда о том, что Зевс родился и был похоронен на Крите. По-видимому, здесь отразилось знакомство с критским культом «умирающего бога» (одного из «умирающих и возрождающихся» богов), которого греки постепенно отождествили с богом небес Зевсом. Кроме того, Минос стал одним из судей мертвых в подземном царстве, что плохо согласуется с обычной для греков смутностью представлений о загробном мире и неопределенностью образа большинства греческих героев. По-видимому, минойцы придавали особое значение женским божествам, и некоторые знаменитые героини позднейших греческих мифов – такие, как Ариадна или Елена Троянская, – по-видимому, заимствовали свои черты у минойских прототипов.

Микенское влияние. Три с половиной века (ок. 1450–1100 до н.э.) после вытеснения греками критской цивилизации были ознаменованы расцветом греческой цивилизации бронзового века. В этот период вся Греция оказалась под властью многочисленных местных царьков, области которых приблизительно соответствовали будущим территориям городов-государств. Вероятно, они состояли в достаточно свободных отношениях подданства к богатейшему и наиболее могущественному из всех царей – царю Микен, поэтому цивилизацию той эпохи принято называть микенской. Микенцы были деятельным народом, предпринявшим множество дальних, часто завоевательных походов за пределы своей страны; они торговали и совершали набеги по всему Средиземноморью. Приключения и подвиги царей и их сподвижников прославлялись в эпических поэмах, сочинявшихся аэдами, которые пели или декламировали их на придворных пирах и празднествах.

Микенский период стал эпохой формирования греческой мифологии. Многие из греческих богов впервые упоминаются именно в этот период: археологи обнаруживают их имена, начертанные на глиняных табличках, которые использовались для ведения дворцовых записей. Герои позднейшей греческой мифологии в большинстве своем воспринимались как исторические личности, жившие в микенский период; кроме того, множество городов, с которыми предания связывают жизнь этих героев, приобрели политическое и экономическое значение именно в эту эпоху.

Гомеровский эпос. С течением времени воспоминания об этом периоде и его событиях должны были угаснуть, как угасали воспоминания обо всех предшествовавших эпохах греческой истории. Однако на рубеже 12 и 11 вв. до н.э. микенская цивилизация пала под натиском дорийцев – последней волны грекоязычных племен, вторгшихся в Грецию. В последующие века бедности и изоляции живая память о славном микенском прошлом сохранялась в продолжавшей существовать микенской традиции устной эпической поэзии. Древние сказания пересказывались и подробно разрабатывались, а в 8 в. до н.э. были записаны два сказания из числа самых известных, положившие начало всей вообще повествовательной традиции европейской литературы, авторство которых приписывалось Гомеру. Это Илиада и Одиссея, эпические повествования о войне против города Трои в Малой Азии.

Эти поэмы не только донесли до позднейших греков микенское культурное наследие, но и задали основной тон всей греческой мифологии с ее вниманием к человеческому началу и персонажам, которых читатели и слушатели воспринимали как реально существовавших мужчин и женщин, живших в исторических местах. На протяжении столетий в мифологии формировалось также и представление о касте богов, наделенных узнаваемыми характерами и определенными сферами влияния.

Влияние фольклора и религиозного культа. Архаический период развития греческой культуры (7–6 вв. до н.э.) был отмечен ростом и расширением влияния гомеровских поэм. В то же время множество народных преданий, не восходящих к микенской эпохе, послужило материалом для различных поэм, заполнявших собою пробелы, оставленные гомеровским эпосом. «Гомеровские гимны» этой эпохи, служившие вступлением к декламации эпических поэм на религиозных празднествах, часто содержали изложение мифов о богах, почитаемых в великих святилищах. Расцвет лирической поэзии также способствовал все более широкому распространению местных преданий. Кроме того, мифологическая традиция обогащалась за счет включения в нее преданий иного типа – волшебных и народных сказок, основанных на мотивах, общих для многих культур, рассказов о странствиях и подвигах героев, изобилующих чудовищами и волшебными чарами, а также – легенд, призванных объяснить или разрешить те или иные конфликты и потрясения, свойственные человеческому обществу.

Восточные элементы. По аналогии с героями, принадлежащими к определенному роду и поколению, боги также получают свои генеалогии и истории. Самая известная и самая авторитетная из т.н. теогоний была составлена на рубеже 8 и 7 вв. поэтом Гесиодом. В Теогонии Гесиода обнаруживаются столь близкие параллели к мифологии Ближнего Востока древних времен, что можно с уверенностью говорить о широком заимствовании греками ближневосточных мотивов.

Золотой век. В золотой век греческой культуры – 5 в. до н.э. – драма (особенно трагедия) становится главным средством распространения мифологических представлений. В эту эпоху древние предания глубоко и серьезно перерабатываются, причем особо выделяются эпизоды, в которых отображаются жестокие конфликты в отношениях между членами одного семейства. Разработка мифологических сюжетов в трагедиях по своей нравственной глубине нередко превосходит все, что было создано в литературе на эти темы. Однако под влиянием греческой философии образованные круги общества проникаются все более скептическим отношением к традиционным представлениям о богах. Миф перестает быть естественным средством выражения наиболее важных идей и представлений.

Эллинистическая мифология. Весь греческий мир (а вместе с ним и греческая религия) изменился в результате завоеваний Александра Македонского (ум. 323 до н.э). Здесь возникла новая, именуемая эллинистической, культура, сохранившая традиции обособленных городов-государств, но уже не замыкающаяся в пределах одного полиса. Распад полисной системы повлек за собою разрушение политических барьеров на пути распространения мифа. К тому же в результате распространения образования и учености все многообразие мифов, сложившихся в разных областях Греции, впервые было собрано воедино и систематизировано. Греческие историки широко использовали мифы, в чем можно убедиться на примере Павсания, описавшего достопримечательности Греции во 2 в. н.э.

Писателей теперь привлекала экзотика, приключения или – поскольку они сами нередко были учеными – темные местные мифы, позволявшие им применить свою ученость. Каллимах, библиотекарь великой Александрийской библиотеки в 3 в. до н.э., был одним из таких писателей. В эпической поэме Причины (Aetia) он рассказывал о происхождении странных обычаев; кроме того, он сочинял мифологические гимны, посвященные различным богам. Главный соперник Каллимаха, Аполлоний Родосский, изложил наиболее полную версию мифа о Ясоне в своей поэме Аргонавтика.

Мифология в римском мире. Во 2 в. до н.э. Рим завоевал Грецию и усвоил греческую культуру, а к 1 в. до н.э. во всем Средиземноморье преобладала общая греко-римская культура. И римские, и греческие авторы продолжали создавать мифологические сочинения в эллинистическом духе – и ученые, и чисто художественные. Хотя эта литература, как и эллинистическая поэзия, была уже далека от мощного реализма классической мифологии эпохи ее возникновения, некоторые ее образцы стали выдающимися явлениями мировой литературы. К этой традиции принадлежали Вергилий и Овидий.

В то же время официальная религия сохраняла характер государственного культа. Однако поскольку города-государства становились анахронизмом, начали складываться новые формы религиозного культа: культ царя в эллинистических государствах и культ императора в Римской империи. Правители обожествлялись, вначале после смерти, а затем и при жизни. Это был культ, превозносивший власть, но не нуждавшийся в повествовательной мифологии или в теологии.

Простые люди продолжали держаться древней религии. Широко распространились мистериальные культы, обещавшие личное спасение, и восточные культы в эллинистической форме, привлекавшие поклонников прежде всего своей экзотичностью. Богиня Исида с ее мистериями была заимствована у египтян, а культ Митры, включавший кровавый ритуал заклания быка, пришел из Анатолии и Персии. Исключительно устойчивым оказалось увлечение астрологией, отождествлявшей древних богов со светилами и усматривавшей в изменчивых, но предсказуемых конфигурациях звезд и планет систему, оказывающую влияние на ход человеческой жизни. Представлениям об этой системе безличных влияний соответствовала вера в безличную магию, а на более высоком уровне – философские спекуляции неоплатоников. 

БОГИ

Обычно боги олицетворяют просто некую безличную сверхъестественную силу. В мифологических сказаниях сверхъестественное получает имя и образ, так что анонимное чудесное вмешательство становится богом, обладающим именем и играющим определенную роль в сюжете той или иной истории. Вот почему в рассказах о Троянской войне уже не счастье или удача, но Афина или Гера благоволят к ахейским героям, а троянцам помогают Афродита или Аполлон.

При знакомстве с отдельными мифами складывается впечатление, что едва ли не любой бог мог бы выступить в этой роли, в местных преданиях она отводится местному божеству. Однако иногда сам характер сверхъестественного события обусловливает выбор божества: внезапная «естественная» смерть вызывается незримыми стрелами Аполлона (у мужчин) или Артемиды (у женщин), иррациональное чувственное влечение – дело Афродиты и т.д.

Боги живут своей собственной жизнью отдельно от людей, они не подвержены недугам, боли и смерти. Их жизнеописания – это волшебные истории, совершенно лишенные того трагического измерения, которое появляется лишь тогда, когда на сцену выступает смертный человек. Только проникшись чувством привязанности к какому-нибудь смертному, бог может познать подлинное страдание. Как утверждал Гесиод в Перечне жен (смертных женщин, которых любили боги), Зевс попытался истребить человечество в великом потопе, чтобы избавить богов от скорби.

В каком-то смысле все боги олицетворяют «судьбу», «ход вещей» или «надлежащий ход вещей». Однако иногда сама судьба персонифицируется в образе богини судьбы (греческая Тиха, римская Фортуна), или трех богинь судьбы (греческие мойры Клото, Лахесис и Атропос, прядущие и обрывающие нить жизни; римские Фаты), или Немесида («Возмездие»).

Зевс (Юпитер). Зевс возглавляет сообщество богов. Именно Зевс олицетворяет собою божественное начало как таковое, и именно ему принадлежит верховная власть во всех ситуациях, где участвуют прочие боги. Он и центр этого сообщества, так как сверг старших богов и правит «здесь и теперь»; статус других богов определяется степенью их родства с Зевсом.

Из критских и восточных источников греки почерпнули (и развили) представление о младенчестве Зевса, сына бога Крона, который царствовал над предшествующим поколением богов, титанами. Зевс возмужал и заточил Крона вместе с большинством титанов в подземном царстве. В результате установился существующий порядок мироздания, где Зевс, царь богов и людей, властвует над своими беспокойными и вечно ссорящимися братьями, сестрами, сыновьями и дочерьми.

Под влиянием гомеровских поэм Зевса начинают воспринимать как некое подобие микенского царя с дворцом на горе Олимп в Северной Греции, соответствующей холму земного акрополя. У него есть свой двор, состоящий из других богов, которые на пирах вкушают амбросию и пьют нектар, разливаемый Гебой («Юностью») или – на общую потеху – хромым кузнецом Гефестом, и слушают игру Аполлона на лире, которой тот сопровождает пение муз. Зевс изображается бородатым мужчиной в расцвете лет, величественным и внушающим скорее благоговение, нежели страх.

Поскольку изначально Зевс был небесным божеством, его оружием считались громы и молнии, а Олимп мыслился также как небеса. От него зависела и погода. Греки могли сказать: «идет дождь» или «Зевс дождит». Главными его общегреческими святилищами были алтарь и оракул в Додоне (в горах на северо-западе Греции) и святилище в Олимпии (названной в честь Зевса Олимпийского) в западной части Пелопоннеса. Олимпия прославилась олимпийскими играми – атлетическими состязаниями в честь Зевса, которые устраивались каждые четыре года.

В отдельных городах-государствах Зевса почитали на акрополях (укрепленных холмах с плоской вершиной, вокруг которых располагалось большинство греческих городов) или в других подобных местах. Здесь ему поклонялись как божеству, поддерживающему общественных порядок; этот культ сохранялся еще долгое время после того, как микенских царей, утверждавших, что свою власть они получили непосредственно от Зевса, сменили новые аристократии и демократии. Как и большинство других греческих богов, Зевс осуществлял множество функций, на которые указывали его священные эпитеты; так, в качестве Зевса Полиея он покровительствовал городу-государству («полису»), а как Зевс Геркей («Оградитель») он защищал очаг отдельного человека.

Формально у Зевса была единственная супруга – его сестра Гера. Но, как и его земные подобия – микенские цари, он уделял внимание не только своей законной супруге, причем вследствие некоторых особых обстоятельств его мужская доблесть пользовалась исключительной популярностью. Дело в том, что в Греции было множество местных богинь (часто – главных богинь городов), по-видимому, нередко происходивших от богинь, которым поклонялось догреческое население. Поскольку все они становились персонажами мифологических преданий, их наделяли родителями, мужьями и возлюбленными. Зевс же часто выступал в какой-нибудь из этих ролей, поскольку в Зевсе видели воплощение мужского начала. Кроме того, установление связи местной богини с царем богов обеспечивало ей высокий статус и знатную родословную. Зевс считался основателем многих царских родов, поскольку его благосклонность распространялась не только на богинь или нимф (младших божеств), но и на смертных женщин.

Гера (Юнона). В религии Гера почиталась и как супруга Зевса, и как покровительница и защитница женщин и брака. Однако в мифологии она обыкновенно выступала лишь в роли ревнивой жены или злой мачехи, – как, например, в истории Геракла (сына Зевса от Алкмены). Первоначально она была главной богиней Аргивской равнины – области, находившейся под властью Микен, и потому выступает покровительницей аргивских героев. В религиозном культе и в искусстве она может изображаться с брачным покрывалом богини супружеских уз, как и пристало супруге Зевса.

Посейдон (Нептун). Посейдон в мифологии – это прежде всего бог моря, дикий и гневливый брат Зевса. Как и Зевс, в искусстве он изображается бородатым мужчиной с трезубцем в руке. Его супруга – нимфа Амфитрита; их отпрыск Тритон также принадлежит к морской стихии. Кроме того, Посейдон считался отцом чудовищ (например, одноглазых киклопов). Однако первоначально (что отразилось и в культе) он был еще и земным божеством, связанным с плодородием и пресными водами, насылающим землетрясения, а в некоторых областях – супругом Деметры, богини урожая, и покровителем коней (вид которых он иногда принимает сам).

Аид, или Плутон (Дис). Аид («Невидимый») был другим братом Зевса. После победы над титанами ему достался в удел подземный мир, названный по его имени Аидом. Однако греков не слишком волновала загробная жизнь. Они полагали, что после смерти от человека остается лишь дыхание или дым; бесплотным теням подземного мира нечего ожидать награды или наказания. Понятно, что владыка этого мира не вызывал особого интереса. (Правда, существовали также предания о наградах, уготованных избранным в Элизии, и о наказаниях в Тартаре грешникам, оскорбившим богов.)

Наиболее известное предание, действующим лицом которого является Аид, повествует о похищении им Персефоны (Прозерпины), дочери Деметры. Несмотря на вмешательство Зевса, Аид обманом заставляет Персефону вкусить плод граната, вследствие чего она принуждена каждый год возвращаться к нему на четыре месяца как его супруга и, соответственно, царица подземного царства. Персефона – не греческое имя; видимо, первоначально ей приписывались более широкие функции как царице мертвых, и лишь впоследствии она была отождествлена с дочерью Деметры, настоящее имя которой было Кора («Дева»).

Деметра (Церера). Принято подразделять всех греческих богов на олимпийских (небесных) и хтонических (земных). Однако и в мифологии, и в культе такое деление далеко не всегда себя оправдывает. Лучше всего это подтверждает случай Деметры, сестры Зевса и одной из самых важных богинь греческой религии. Деметру условно причисляют к олимпийским божествам, однако она – богиня посевов и, соответственно, от нее зависит плодородие земли. Было бы правильнее сказать, что некоторые боги, культы и мифы имели «хтонические» аспекты, контрастировавшие с их «небесными», или «олимпийскими» аспектами. Так, Зевс в качестве бога неба и дождя оказывается супругом богини земли Деметры и отцом «Девы» – Коры, олицетворяющей прорастающие посевы.

Земля всегда занимала важнейшее место в религиозном сознании людей. В земле хоронят мертвых, из земли же вырастают живые и необходимые для жизни злаки. В этом парадоксе источник т.н. мистериальных культов. Самый известный из них - культ Деметры и Коры в Элевсине близ Афин. Ключевую роль в элевсинских мистериях играл миф о горестных скитаниях Деметры в поисках дочери, похищенной Аидом. Неузнанной ее принимают и привечают домочадцы царя Элевсина. В благодарность за это она пытается сделать бессмертным царского сына, втайне закаляя его в огне, однако чары разрушены пришедшей в смятение от этого зрелища матерью. В конце концов, когда скорбь Деметры повлекла за собою неурожай и голод, Кора была возвращена ей в Элевсине. Перед уходом Деметра вознаградила элевсинцев, научив их особым обрядам.

Афина (Минерва). У Гомера Афина предстает покровительницей героев. Первоначально она была микенской дворцовой богиней, подобной богиням, почитавшимся в минойских дворцах на Крите. Во всяком случае, ее храмы всегда размещались на холмах акрополей. С развитием ее культа в Афинах она становится общегреческой богиней. Покровительница героев, она сама - воительница и изображается с копьем и в шлеме, а также в нагруднике, именуемом «эгидой» (первоначально – магическая козлиная шкура). Однако Афина также богиня ремесел и мудрости. Это символизируется мифом о ее рождении: согласно одной из версий, она вышла из головы Зевса, по другой версии (у Гесиода), она была дочерью Зевса и титаниды Метиды («благой совет», «мысль»).

Аполлон и Артемида (Диана). Аполлон и Артемида считались близнецами, детьми Зевса от титаниды Лето, о которой известно только, что она была их матерью. Они выросли на острове Делос, где Лето пришлось укрыться от ненависти Геры и где впоследствии Аполлону и Артемиде были посвящены святилища. Аполлон был одним из самых важных богов – богом музыки, поэзии, очищения, пророчества и целительства. Лишь в поздних мифах его начинают ассоциировать с солнцем. Ему приписывалось учреждение оракулов в Дельфах и других, менее важных религиозных центрах. В Аполлоне нередко видят анатолийское божество, воспринятое греками. В гомеровском эпосе он поддерживает троянцев Малой Азии против греков, однако в классическую эпоху становится едва ли не самым «греческим» из богов, изображаемым в виде прекрасного безбородого юноши. Оружие Аполлона – лук.

Артемида – охотница, покровительница охотников и богиня диких мест и зверей – также использует лук. Во многих областях с ней отождествлялись древние доэллинские богини. Артемида девственна, однако в то же время она является богиней чадорождения, а в Эфесе (на западном побережье Малой Азии) она изображалась со множеством грудей. Создается впечатление, что ее девственность лишь символизирует ее независимость и превосходство над мужским полом. Она охотится в диких местах в сопровождении нимф (греч. «юная женщина»). Охотника Актеона, подсмотревшего ее купание в лесном ручье, она наказала, превратив в оленя, которого растерзали его же собственные псы. Вместе со своим братом Аполлоном она погубила семерых сыновей и семерых дочерей смертной женщины Ниобы, похвалявшейся тем, что у нее больше детей, чем у Лето, – яркая иллюстрация к распространенной теме божественного гнева, вызванного человеческой гордыней.

Именно Артемиде Агамемнон, возглавивший поход на Трою, должен был принести в жертву свою дочь Ифигению в наказание за незначительную обиду, нанесенную им богине во время охоты. Однако, согласно одной из версий, Артемида в последний момент спасает деву, заменив ее на жертвенном алтаре ланью. Позднейшие предания отождествляют Артемиду с богиней жителей Тавриды (на побережье Черного моря) и сообщают, что Ифигения сделалась жрицей Артемиды в Тавриде и оставалась там, пока ее не увез ее брат Орест.

Афродита (Венера). Афродита, богиня красоты и любви, являет собою полную противоположность Артемиде. Почти наверняка ее культ пришел с Ближнего Востока, где было множество богинь такого рода. Гомер говорит о ней как о дочери Зевса от Дионы, однако Гесиод утверждает, что она родилась из морской пены (aphros), оплодотворенной кровью гениталий оскопленного Урана, отца Крона. Такое грубое происхождение вполне соответствовало ее стихийной сущности, и греки относились к ней со страхом – как к могущественной космической силе, которой невозможно противиться. Рассказывалось, что она была оскорблена преданностью Ипполита, сына героя Тесея, Артемиде и внушила мачехе Ипполита Федре безрассудную и неукротимую страсть к нему. Ипполит отверг Федру, и она покончила с собой, ложно обвинив Ипполита в тех чувствах, которые владели ею самой. Тесей, поверив предсмертной лжи своей супруги, проклял Ипполита, что стало причиной гибели последнего.

Даже любовь Афродиты к смертным могла служить источником опасности. Ее возлюбленный Адонис был убит вепрем, а ее любимец Парис погиб во время Троянской войны, которая началась не без ее помощи. Надо сказать, что в Риме Афродиту (под именем Венеры) почитали гораздо больше, чем в Греции, ведь сын Венеры, Эней, считался родоначальником римлян.

Гефест (Вулкан). Гефест, кузнец богов, первоначально мог быть божеством вулканов. Однако эта его функция была забыта, и ему стали поклоняться как богу ремесленников. В греческой мифологии это комический персонаж; согласно Илиаде, он был хром, потому что Зевс сбросил Гефеста с небес за попытку вмешаться в ссору с Герой. В Одиссее Гефест предстает мужем Афродиты, которая изменяет ему. Однажды он притворился, что уезжает, а Афродита пригласила на свое ложе бога войны Ареса. Гефест же изобрел чудесную сеть, в которой любовники запутались в самый разгар объятий. Тем не менее боги больше завидовали Аресу, чем сочувствовали Гефесту. В Илиаде Гефест состоит в более счастливом браке с одной из нимф; он кует Ахиллу новое оружие и доспехи, когда тот лишается старых.

Арес (Марс). Арес, чье имя – синоним слова «война», был олицетворением грубой силы; его уважали, почитали, но не любили. Гомер изображает его хвастуном и трусом, хотя было полезно иметь его на своей стороне. В мифологии ему отводится роль предка многих жестоких и воинственных героев.

Гермес (Меркурий). Гермес – бог пастухов. Особенно его почитали в гористой Аркадии (Центральная Греция), по традиции считавшейся его родиной. От Гермеса зависит плодовитость стад (а возможно – и людей), поэтому он иногда изображался в виде простого деревянного или каменного столба с бородатой головой и торчащим фаллосом. Этот тип был развит в портретной пластике, более благопристойно отображавшей его мужественность. Кроме того, в 6 в. до н.э. возникает и другой иконографический тип: Гермеса начинают изображать прекрасным безбородым юношей, покровителем атлетики и гимнасиев.

Для мифологии особенно важна его функция бога дорог. Вместе с Иридой («Радугой»), он становится вестником богов. Он покровитель не только путешественников и купцов, но и других людей «большой дороги» – воров и грабителей. Как бог странствий Гермес выступает также в роли провожатого душ умерших в царство мертвых. По своему характеру он похож на всех людей «большой дороги» – находчив, изобретателен и не всегда заслуживает доверия.

Дионис, или Вакх (Бахус). Дионис, бог чувственного раскрепощения, достигаемого с помощью вина, плясок и драматического действа, был единственным из олимпийцев, имевшим смертную мать – Семелу из Фив (хотя по своему происхождению она, вероятно, была местной богиней земли). Мифы повествуют о его появлении со своей экстатической религией и танцующими адептами, в частности, менадами («безумствующими женщинами»). Примечательно, что он встречает сопротивление, а его религия отвергается, однако в конце концов он получает признание как божество. Культ Диониса утвердился в Греции уже в микенскую эпоху.

В дионисийских культах сохранялись некоторые дикие черты, характерные для его мифов, и после 3 в. до н.э. Дионис приобретает особое значение как покровитель процветающих мистериальных культов в Греции и Риме. Он изображался как изнеженный бородатый молодой человек, часто сопровождаемый козлоногими сатирами или силенами с лошадиными ногами; в его свите были и менады.

Орфей. Орфей, строго говоря, не был богом, но его следует здесь упомянуть, поскольку он был покровителем мистерий. По преданию, музыкант и поэт из Фракии (Северная Греция) был растерзан неистовыми вакханками. Орфей спустился в подземный мир, чтобы вернуть Эвридику. Согласно древнейшим версиям мифа, ему это удалось, однако по более распространенной версии, он оглянулся на нее до того, как закончился их путь обратно на землю, и потому вновь ее потерял.

Другие боги. В греческой мифологии фигурирует множество других богов. Гестии (Весте), богине священного домашнего очага и сестре Зевса, посвящено мало преданий, но она занимала важное место в народной религии. Эрос (Купидон) – «чувственная любовь», «вожделение» – часто считался одним из самых древних богов, однако впоследствии в нем стали видеть сына Афродиты. Самый известный миф об Эросе – рассказанная Апулеем история Психеи («Души») и Купидона – это типично сказочный сюжет, облеченный автором в мифологическую и аллегорическую форму. Козлоногий Пан был богом стад и лугов, как и его отец Гермес. Геката – богиня колдовства была устрашающей и таинственной фигурой, связанной с загробным миром.

Несколько богов старшего поколения сохранили свое положение и после того, как Зевс со своим родом пришел к власти. Те из них, которые олицетворяли природные силы или чьи имена обозначали некие сущности, по-прежнему фигурировали в качестве древнейших божеств в народных верованиях, хотя и не играли особой роли в религиозном культе или мифе. Гея (Теллус), «Земля», была бабкой Зевса и «матерью всего». Она представляет собою древний тип богини плодородия, какие были известны во многих местах и под разными именами. Лишь после того как Кибела (богиня того же типа, почитавшаяся в западных областях Малой Азии) проникла в Грецию, была отождествлена с матерью Зевса Реей, а затем перенесена в Рим, этот тип обрел конкретное воплощение. Отдельно от культа Кибелы в Малой Азии существовал культ ее юного возлюбленного или сына, Аттиса, подвергшегося оскоплению. Согласно некоторым версиям мифа, Аттис, подобно возлюбленному Афродиты Адонису, стал жертвой дикого вепря.

Гелиос и Селена – «Солнце» и «Луна» – также были персонажами народных верований, наделявших их колесницами, в которых они совершали свой путь по небосводу. Культ Гелиоса играл важную роль на Родосе, и только в самом конце классической эпохи Гелиос стал ассоциироваться с Аполлоном. В эпоху Римской империи он становится центральной фигурой языческой религии. Селену часто отождествляли с другими мифологическими персонажами, особенно с Гекатой и Артемидой. Еще один неопределенный образ того же типа – Эос (Аврора), «Заря».

Пространство греческого мифа было заселено и менее значительными существами: местными божествами, речными богами, полубогами и всевозможными великанами, чудовищами и миксантропическими созданиями (полуживотными-полулюдьми).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ И ЛЮДЕЙ

Вероятно, из ближневосточных религий греки усвоили разнообразные мифы о происхождении мира и генеалогии богов. Отождествляя ближневосточных богов с персонажами своей собственной мифологии и сочетая рассказы о них со своими мифами, греческие авторы создали ряд сложных и часто противоречащих друг другу систем. По одной из версий, дошедшей лишь в фрагментарной форме, Эвринома, богиня всего сущего, совокупляется с мировым змеем Офионом и порождает мир. Гомер возводил происхождение богов к союзу Океана и Тефиды, олицетворяющих первобытные воды. Отдельные мистериальные культы (в особенности орфические) вырабатывали свои собственные эзотерические теогонии. Поэтому генеалогическая таблица, прилагаемая к статье, составлена на основании многих источников.

Самым авторитетным автором, всецело посвятившим себя мифам такого рода, был Гесиод, писавший на рубеже 8 и 7 вв. до н.э.

Генеалогии богов. Теогония Гесиода начинается с Хаоса – «зияния», «пустоты». После Хаоса возникают Гея («Земля»), Тартар (подземный мир) и Эрос («Любовь», «Влечение»), играющий основную роль в последующем процессе возникновения. От Хаоса происходят абстрактные первопотенции: Эреб («Тьма») и Никта («Ночь»), от брака которых рождаются Эфир («Воздух») и Гемера («День»). Кроме того, Ночь одна порождает Смерть, Сон, Сновидения, различных богинь судьбы, участи и возмездия, Несчастье и проч. Хотя все эти существа в каком-то смысле боги, они вместе с тем определяют течение человеческой жизни. Они появляются в самом начале божественной и человеческой истории и продолжают действовать в последующих поколениях.

Главная линия генеалогии богов продолжается с рождением Урана («Неба») от Земли и с последующим браком между Ураном и Землею, от которого рождается старшее поколение богов – титаны. Крон (Сатурн), предводитель титанов и отец Зевса, разделяет Небо и Землю, оскопляя своего отца, возлежащего с его матерью. После этого он становится царем богов, однако ему суждено уступить свою власть Зевсу. Желая избежать такой участи, Крон пожирал детей своей сестры и супруги Реи (Опс). По совету своей матери Земли Рея завернула в младенческие пелены камень, и Крон проглотил этот камень вместо новорожденного Зевса, который был тайно воспитан в убежище на о. Крит. Впоследствии Зевс заставил отца изрыгнуть проглоченный камень и таким образом освободил остальных детей. Титаны восстали, но потерпели поражение и были низвергнуты в Тартар, и хотя после этого были и другие восстания – например, чудовища Тифона, Зевс подавляет их все.

Создание человека. В Теогонии повествуется о героях, родившихся от божественных матерей, и о смертных избранницах богов. Здесь же приводится миф о сотворении первой женщины, который рассказывается также в Трудах и днях Гесиода. У греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея). Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину. Возможно, что в древнейшей версии мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества. Вместе с тем некоторые греческие племена считали себя «автохтонами», возникшими из земли. В частности, фиванцы думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю. О самом древнем представлении о происхождении человека говорит титул Зевса – «отец богов и людей».

Жизнь человека. Во всех греческих мифах рассказ о происхождении мира и первых поколениях богов служит прелюдией к рассказу о существующем положении вещей: о царстве Зевса. Если удел настоящего – это жестокая реальность, пот и страдания, то отдаленное прошлое часто воспринималось как эпоха довольства и изобилия. В Трудах и днях Гесиод размышлял об утрате этого былого рая и приводил различные мифы, которые объясняли его закат. Согласно одному из преданий, Прометей, заступник людей, украл для них огонь у Зевса. В отместку человек получил в дар женщину, Пандору, которая открыла кувшин (не ящик, как в позднейших версиях), в котором были заключены все виды зла. Сам Прометей был прикован к скале, и хищные птицы клевали его печень, пока, с дозволения Зевса, он не был освобожден Гераклом. Согласно другому преданию, следующие друг за другом расы людей постепенно деградировали: людей золотого века сменили люди серебряного, затем – бронзового, наконец – жалкая порода нынешнего железного века. Эту последовательность лишь однажды нарушает род героев – мужей микенских преданий.

В Теогонии Гесиода Прометей появляется вновь и навлекает несчастья на человека обманом, совершенным им на совместном пиру людей и богов, где он хитростью заставил Зевса предпочесть кости, обернутые туком, – обычная «доля богов», сжигаемая при жертвоприношениях, –хорошему мясу. Вот почему жертвоприношения – главный способ выражения благочестия у греков – всякий раз возбуждали новый приступ гнева у Зевса. 

многие фрагменты текста процитированы в виду того, что я не могла сказать лучше.

Домашнее задание.

1. Напишите доклад о любом из древнегреческих философов.

2. Нарисуйте любой из вариантов генеалогического древа богов, желательно сопроводить краткими комментариями (за них - отдельные баллы). 

 

  

- на главную -

   

- лекторий

    

 - E-mail -

   

Сайт создан в системе uCoz