Лекция №1. 

Введение в предмет мифологии

 

Приветствую всех присутствующих. Первая лекция по мифологии будет посвящена основам концептуальной мифологии, а также истории изучения мифологии как науки. Но мы начнем с определений, которые вам следует запомнить, так как они являются основополагающими. 

Мифология (от греч. mythos - предание, сказание, легенда) - наука о верованиях различных народов. 

Мифологическое содержание - это совокупность мифов и других деталей, выражающих общую систему мифологических воззрений. 

Географическо-историческое содержание мифологии - это совокупность связующих моментов между верованиями народа какой-либо страны (города или другой территориальной единицы) и историческими событиями в тех местах. По сути, это описание их взаимного влияния - как одно повлияло на развитие другого.  

Мифологическая структура - это концептуально связанные части, на которые разделена мифология. Это: космогония, теогония, теология, иногда - теософия, мифологическое содержание и иногда - эсхатология.  

Космогония (от греч. kosmos) - мифологическое представление о возникновении мира. Данное значение термина применительно только к мифологии, изначально же оно взято из астрономии и имеет немифологический смысл.  

Теогония (от греч. theos - божество) - представление о происхождении богов. 

Теология - раздел мифологии, изучающий верования в богов, их описание, деятельность, характерные черты, атрибутику и тотемы. В более специализированном смысле, теология - это совокупность религиозных доктрин о сущности богов, предполагающая концепцию личного абсолютного бога, сообщающего человеку знания о себе в откровении; но мы будем использовать этот термин в его мифологическом значении. 

Теософия (от греч. theos - божество и sophia - мудрость) - мифы и учения, раскрывающие сакраментальность богов. Также теософией называется доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей.   

Эсхатология (от греч. eschatos - последний, конечный) - представление о конце мироздания и человеческой смерти. Различается индивидуальная эсхатология, то есть представление о загробной жизни, и всемирная эсхатология, представление о цели космоса, истории и развоплощении мироздания.   

Контаминация (от лат. contaminatio - соприкосновение, перемешивание) - смешение культурных элементов. Термин также используется для указания причины однородности мифологических образов в разных структурах, а изначально взят из лингвистики и обозначает историческую связанность одних языков с другими. 

Мифологическая рудиментарность - влиянияние прошлых взглядов на формирование верования и обрядов.  

Кульминация мифологии - точка переплетения ее символьных сюжетных, исторических и философских частей. Термин появился в символьной теории мифа - см. "Изучение мифологии". 

Философия мифа - философский и эзотерический взгляд на миф. 

Искусственная мифология - мифология, являющаяся продуктом творчества, а не выработанная историческими взглядами и верованиями людей. Она может быть полной, то есть научной, и тогда считается теоретической моделью мира, и неполной, и тогда считается мифологией индивидуального порядка. К ней относятся также произведения писателей в жанре фентэзи, даже если они основаны на смесях каких-либо естественных мифологий. В данном термине слова "мифология" и "культура" взаимозаменимы.   

Концептуальная, или композиционная мифология подразумевает, естественно, не только особую терминологию, но и классификацию, то есть разделение. Основная классификация происходит по структурному признаку. 

Стандартная мифология - это мифология, структура которой хорошо изучена, принципы построения мифов которой понятны, а концепция является обычной (космогония - теогония - мифологическое содержание - эсхатология). Мифы такой мифологии легко поддаются анализу, символика доступна. 

Нестандартная мифология - это мифология, структура, концепция и принципы построения которой имеют связующие моменты с обычными, то есть изученными, но во многом от них отличаются. В этом случае не все мифы поддаются анализу, и не вся символика понятна, но представление о мифологии в общих чертах имеется. 

Уникальная мифология - это мифология, структура, концепция и принципы построения которой не имеют ничего общего со стандартными, символика не поддается расшифровке или неточна, а мифы невозможно проанализировать. Уникальной мифологией также являются мифология искусственная и индивидуальная.    

Низшая мифология - представление о природном начале, о духах, различных созданиях, человеке, хтонических силах. 

Высшая мифология - представление о божественной сущности, ангелах, священных созданиях; теософические элементы верования. 

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира, при чрезвычайном их многообразии, целый ряд мотивов повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат мифы о животных. Очень древни мифы о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы). Центральную группу мифов, по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира (космогонические мифы) и человека (антропологические мифы). Есть мифы, служащие объяснением некоторых религиозных обрядов (культовые мифы). Культовые мифы часто являлись сакральными и священными. 

Но первобытная мифология, хотя и находилась в тесной связи с религией, отнюдь к ней не сводима. Будучи системой первобытного мировосприятия, мифология включает в себя и философию, политические теории, донаучные представления о мире и человеке, искусство, язык, культурные ценности. 

Чтобы лучше понять, что такое мифология, необходимо ознакомиться с историей изучения этой науки.  

____________

Изучение мифологии

Развитие античной философии началось с попыток переосмысления мифов и взглядов на мир. Господствующим было аллегорическое толкование мифов (у софистов, у стоиков, у эпикурейцев). Платон противопоставил народной мифологии философско-символическую. Древнегреческий философ Эвгемер (III век до н. э.) видел в божествах воплощение исторических деятелей, и его толкование мифов, получившее название эвгемерического, было распространено и позднее. 

Новый интерес к античной мифологии появился в эпоху Возрождения, когда у общества появилось понятие исторических и культурных ценностей. В это время в мифах видели и выражение чувств эмансипирующейся человеческой личности, и моральные поэтические аллегории. Аллегорическое толкование оставалось преобладающим. В развитии мифологии как науки большую роль сыграло открытие Америки и знакомство с культурой американских индейцев. Предпринимаются первые попытки сравнительной мифологии - работа Ж. Ф. Лафито "Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времен" 1724 года, где сопоставлялись культура североамериканских индейцев и культура древних греков. 

Глубокую философию мифа осознал и создал итальянский ученый Дж. Вико, автор сочинения "Основания новой науки" (1725). Древнейшая эпоха представляется Вико как поэтическая и во всех аспектах коренящаяся в мифе; он называет мифологию "божественной поэзией", из которой впоследствии возникла героическая поэзия гомеровского типа. Мифология в его понимании связана с неразвитыми специфическими формами мышления, которые можно сравнить с детской психологией. Имеется в виду чувственная конкретность и выразительность, перенесение человеком на окружающие предметы своих собственных свойств, неумение отделять атрибуты и форму от сущности (должна заметить, что далеко не в каждой мифологии заметно это т.н. неумение), замена сути сюжетами, то есть повествовательность, и др. Его философия мифа содержала в изначальной основе практически все основные последующие направления в изучении мифологии. 

По сравнению с теорией Вико взгляд на мифологию деятелей французского Просвещения, рассматривавших мифологию как продукт невежества и суеверие (Б. Фонтенель, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескьё и др.) был шагом назад. 

Переходную ступень от просветительского взгляда к романтическому представляет воззрение немецкого философа И. Г. Гердера, который интересовался мифологией как частью богатства культуры прошедших времен. Мифы привлекали его поэтичностью, национальным своеобразием. Гердер не предложил никаких новшеств в рассматривании предмета, но его взгляды дали необходимую основу для дальнейшего развития в изучении мифологии. 

Романтическая теория мифа, получившая свое завершение у Ф. В. Шеллинга, трактовала миф преимущественно как эстетическую ценность. В его философской системе мифология есть нечто среднее между  искусством и природой, как бы символикой природы. Самое важное, что несла в себе романтическая философия - это преодоление традиционного аллегорического толкования в пользу символического. Шеллинг даёт сравнительную характеристику античной, древневосточной и христианской мифологии, оценивая древнегреческую как "высочайший первообраз поэтического мира". Шеллинг считает, что мифотворчество продолжается в искусстве и может принять вид индивидуальной творческой мифологии. Кстати, именно с него началось почитание древнегреческой мифологии как классической. 

Немецкие ученые-филологи Я. и В. Гримм открывают в сказке одну из древнейших форм человеческого творчества, один из ценнейших памятников культуры. Я. Гримм начинает исследование мифологии континентальных германцев, указывая ее пережитки в поверьях более позднего времени в своей работе "Немецкая мифология" (1835). К вашему сведению, в древности сказками назывались достоверные тексты, а современное понимание этого слова вкладывалось в баснь. 

Во второй половине XIX века появились две школы изучения мифа. Первая из них, основанная на  романтических традициях и вдохновленная исследованиями Я. Гримма, опиралась на успехи научного сравнительно-исторического индоевропейского языкознания и ориентировалась на выявление контаминации в лингвистике. В эту школу входили немецкие ученые А. Кун, В. Шварц, В. Манхарт, английский - М. Мюллер, русские - Ф. И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня и остальные. Мюллером была создана лингвистическая концепция возникновения мифов в результате т. н. "болезни языка": первобытный человек использовал метафорические эпитеты для описания того или иного предмета, а когда первоначальный смысл этих определений оказывался забыт или затемнен, то в силу этих языковых сдвигов и появлялся миф. Сами боги являлись в теории Мюллера преимущественно солярными символами, тогда как Кун и Шварц видели в них обобщение грозовых явлений. Затем на первый план  выдвигались астральные и лунарные мифы, указывалось на роль животных в формировании мифов и так далее. Эту школу принято называть натуралистической или солярно-метеорологической. Сторонники школы сводили сказочные и эпические сюжеты к первоначальным, мифологическим - к тем же солярным и грозовым символам, метеорологическим, лунным, солнечным циклам. Последующая история науки внесла значительные коррективы в концепцию этой школы: изменилась индоевропеистика, обнаружилась ложность теории "болезни языка", стала ясна крайняя односторонность сведéния мифов к небесным природным феноменам. Но это был первый серьезный опыт использования языка как элемента культуры для реконструкции мифов и выявления рудиментарности в их природе. Впоследствии этот опыт продуктивно развивался. Солярная, лунарная и т.п. символика, особенно в области природных циклов, оказалась одним из уровней сложного мифологического моделирования. 

Вторая школа - антропологическая или эволюционная, к которой относились Э. Тайлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер и др., сложилась в Англии и была результатом первых научных шагов сравнительной этнографии. Она изучала главным образом древние племена и сопоставляла их с современным обществом. Возникновение мифологии возводилось к гораздо более ранним временам, и мифы рассматривались не с точки зрения т.н. натурализма, а с точки зрения анимизма, то есть представления о душе человека. Мифология, по теории Тейлора, являлась чем-то вроде древней науки, возникшей из-за появления у первобытного человека рациональных вопросов о сути вещей, окружавших его - смерть, болезнь, сны, - которым требовалось какое-то объяснение. Таким образов, с развитием культуры мифология лишалась своего значения, сводилась к пережиткам. Но такой подход, вроде бы ставивший изучение мифологии на полностью научную основу и создававший впечатление полного объяснения мифа, на самом деле был опровержением этого впечатления. Серьезные коррективы внес в тейлоровскую теорию анимизма Дж. Дж. Фрейзер, вышедший из английской антропологической школы. Он противопоставил анимизму магию, так как видел в ней древнейшую универсальную форму мировоззрения. Миф для Фрейзера выступал не как попытка объяснения окружающего мира, а чем-то вроде слепка отмирающего магического ритуала, обряда. 

Научные работы Фрейзера послужили основой для дальнейшего развития ритуализма. Непосредственно от него идет т. н. кембриджская школа классической филологии (Д. Харрисон, Ф. М. Корнфорд, А. Б. Кук, Г. Марри), исходившая в своих исследованиях из безусловного приоритета ритуала над мифом и видевшая в ритуалах важнейший источник развития религии, философии, искусства древнего мира. Непосредственно предшествовал кембриджскому ритуализму А. Н. Веселовский, предложивший при этом гораздо более широкую концепцию участия ритуалов в генезисе не отдельных сюжетов, а в искусстве в целом. В 30-40-х годах XX века ритуалистическая школа стала доминирующей. К ней присоединились С. Х. Хук, Т. Х. Гастер, Э. О. Джеймс и  многие другие. Крайний ритуализм свойственен работам Ф. Рэглана, считавшего все мифы ритуальными текстами, а мифы, оторванные от ритуала - легендами и сказками) и С. Э. Хаймана. За последние десятилетия появился целый ряд работ, критически оценивающих крайний ритуализм (К. Клакхон, У. Баском, В. И. Гринуэй, Дж. Дж. Фонтенроз, К. Леви-Строс). Австралийский эинограф Э. Станнер показал, что у североавстралийских племён имеются как строго эквивалентные друг другу мифы и обряды, так и обряды, не связанные с мифами, что не мешает им иметь схожую структуру.

Английский этнограф Б. Малиновский положил начало функциональной школе в этнологии. В книге "Миф в первобытной психологии" (1926) он доказывал, что миф в архаических обществах, т.е. там, где он еще не стал пережитком, имеет не теоретическое значение и не является средством познания мира, а выполняет чисто практические функции, поддерживает традиции и культуру. Миф предлагает модель поведения и санкционирует обряды. Малиновский указывает, что миф - это не просто рассказанная история или повествование, имеющее аллегорическое или символическое значение. Он переживается архаическим сознанием как некая действительность, влияющая на судьбу мира и людей. Идея принципиального единства мифа и обряда развивается в книге К. Т. Пройса "Религиозный обряд и миф", написанной в 1933 году. 

В отличие от английской этнологии, опиравшейся на индивидуальную психологию, французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль) ориентировалась на психологию социальную, подчёркивая ее специфику. Дюркгейм ищет новый подход к возникновению ранних форм религии и ритуала, рассматривая их как неразрывно связанные с мифологией. Религию он противопоставляет магии и фактически отождествляет с коллективными представлениями о реальности. В поисках элементарных форм религии и мифологии Дюркгейм обращается к тотемизму. Тотемическая мифология, с его точки зрения, моделирует родовую организацию и сама служит ее поддержанию. Выдвигая социологический аспект в мифологии, Дюркгейм отходит от представлений этнографии XIX века об объяснительной цели мифологии. 

Центральной проблемой последующих исследований западных ученых в области изучения мифологии становится мифологическое мышление. Французский этнолог Леви-Брюль в своих работах о первобытном мышлении, которое называл дологическим, опирался опять-таки на социальную психологию. Коллективные мифологические представления, по его мнению, являются предметом веры, а не рассуждений. Если современный европеец дифференцирует сверхъестественное и естественное, то первобытный человек воспринимает мир единым. Дологический характер мифологического мышления проявляется и в отсутствии логического закона "исключенного третьего": объекты могут являться и самими собой, и одновременно чем-то еще. В коллективных представлениях ассоциациями управляет партиципация, то есть сопричастие. Возникает мистическое сопричастие между тотемической группой и страной света, между страной света и цветами, ветрами, мифическими животными, лесами, реками и т.д. Пространство в мифологии неоднородно, направления имеют различные качества и свойства; время может течь по-разному в разных местах. Леви-Брюль показал, как функционирует мифологическое мышление, как оно обобщает, оставаясь конкретным и пользуясь знаками. Но сквозь призму мистической партиципации он не заметил интеллектуального смысла этого мышления и его познавательных результатов. Делая акцент на чувственном восприятии и коллективных представлениях, как на основе мифологического мышления, он недооценил значения его своеобразной логики.  

Символическая теория мифа, в полном виде разработанная немецким философом Э. Кассирером, была направлена как раз на интеллектуальное понимание мифологического мышления. Мифология рассматривается Кассирером наряду с языком и искусством как автономная символическая форма культуры, замкнутая система, объединенная характером функционирования и способом восприятия окружающего мира. Символизм мифа предполагает, что каждый его элемент является знаком, поэтому мифологическое сознание есть нечто вроде кода, символы которого есть ключ. Кассирер рассматривал духовную деятельность человека и мифотворчество (в качестве древнейшего вида этой деятельности) как состоящие из символов. Символизм мифа восходит, по мнению Кассирера, к тому, что конкретно-чувственное мышление (т.е. мифологическое) может обобщать, только становясь знаком, символом - конкретные предметы могут становится знаком других предметов или явлений, т.е. их символически заменять. Кассирер выявил некоторые фундаментальные структуры мифологического мышления и природы мифического символизма. Он сумел оценить интуитивное эмоциональное начало в мифе и вместе с тем рационально проанализировать его как форму творческого осознания и понимания реальности. Специфику мифологического мышления Кассирер видит в неразличении реального и идеального, вещи и образа, тела и свойства, в силу чего сходство преобразуется в причинную последовательность, а причинно-следственный процесс имеет характер материальной метафоры. Отношения не синтезируются, а отождествляются, часть функционально тождественна целому.  Космос построен по единой модели и артикулирован посредством оппозиции сакрального (священного, мифически релевантного, концентрированного, с особым глубоким магическим отпечатком) и профанного (эмпирического, текущего). От этого зависят мифологические представления о пространстве, времени, числах. Идея конструирования символического мира в мифологии, выдвинутая Кассирером, очень глубока, но он, в соответствии со своей неокантианской философией, избегает сколько-нибудь серьезной постановки вопроса о соотношении конструирования мира и самой действительностью.    

В работах немецкого психолога В. Вундта в связи с генезисом мифов особо подчеркивалась роль аффективных состояний и сновидений, а также ассоциативных цепочек. Аффективные состояния и сны как продукты фантазии, родственные мифам, занимают еще большее место у представителей психоаналитической школы, то есть Зигмунда Фрейда и его последователей. Для Фрейда речь идет главным образом о вытесненных в подсознание сексуальных комплексах, прежде всего о т.н. "эдиповом комплексе" (влечение к родителю противоположного пола). Мифы рассматриваются фрейдистами как откровенное выражение этой психологической ситуации. 

Швейцарский ученый К. Г. Юнг также попытался связать мифы с бессознательным началом в психике. Но в отличие от Фрейда, он исходил из коллективных представлений и из символической интерпретации мифа, родственной кассиреровской. Юнг обратил внимание на общность в различных видах человеческой фантазии (миф, поэзия, сны) и возвел эту общность к архетипам - коллективно-подсознательным психологическим мифоподобным символам. Они выступают у Юнга как некие структуры первичных образов. Точка зрения Юнга содержала в себе опасность растворения мифологии в психологии, а также крайнего расширения понятия мифа до продукта воображения вообще. Эти тенденции отчетливо проявились у некоторых авторов, на которых повлияла точка зрения Юнга, таких, как ДЖ. Кэмпбелл, М. Элиаде. 

Структуралистская теория мифа была разработана французским этнологом К. Леви-Стросом, основателем т.н. структурной антропологии. Уже ранее подход к структурному изучению мифов намечался в символических концепциях Кассирера и Юнга, а также французского специалиста по сравнительной мифологии индоевропейских народов Ж. Дюмезиля, предложившего теорию трёхфункциональной структуры индоевропейских мифов и других культурных феноменов: религиозная власть - мудрость; военная сила; плодородие. Теория мифологического мышления, созданная Леви-Стросом, во многом противоположна теории Леви-Брюля. Исходя из признания своеобразия этого мышления, как мышления на чувственном уровне, конкретного, метафорического, Леви-Строс показал в то же время, что это мышление способно к обобщениям, классификации и логическому анализу. Основу структурного метода Леви-Строса образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. То есть структура понимается не просто как устойчивый фундамент объекта, а как совокупность правил, по которым из одного объекта путем перестановки его элементов можно получить другой или даже несколько. Применив структурный метод к анализу мифов, Леви-Строс сосредоточил внимание на описании логики первобытного мышления. Мифология для него является прежде всего полем бессознательных логических операций. Мифологическая логика достигает своих целей как бы ненароком, окольными путями. Сплошной анализ разнообразных мифов индейцев выявил многочисленные бинарные оппозиции типа "высокий-низкий", "теплый-холодный" и так далее. Леви-Строс видел в мифе логический инструмент разрешения фундаментальных противоречий посредством медитации - прогрессивного посредничества, механизм которого заключается в том, что фундаментальная противоположность, например, жизни и смерти, подменяется менее резкой противоположностью, например, растительного и животного царства, а эта, в свою очередь, более узкой оппозицией. Так громоздятся все новые и новые мифологические системы и подсистемы как плоды своеобразной порождающей семантики, как как следствие бесконечных трансформаций, создающих между мифами своеобразные иерархические отношения. При этом при переходе от мифа к мифу сохраняется их общая арматура, но меняются сообщения или код. Это изменение при трансформации мифов большей частью имеет образно-метафорический характер, так что один миф показывается полностью или частично метафорой другого. 

Домашнее задание. 

1. Напишите сообщение или доклад о любом из упомянутых в лекции деятелей, приложивших свою руку к изучению мифологии. Будет хорошо, если вы расскажете не только о деятельности выбранного вами человека в этой сфере, но и о других его интересах и направлениях его работы, если они есть. Обязательно выскажите свое мнение об этом человеке, укажите, разделяете ли вы его подход к мифологии. Если вы найдете, вставьте в вашу работу портреты этого деятеля.

2. Напишите сочинение о ваших взглядах на мифологию. Вы можете как развивать одну из изученных теорий, так и предложить что-то свое, на ваш взгляд, новое. Творческие элементы и подходы приветствуются. Возможен также вариант анализа всех теорий в изучении мифологии, их более подробного описания. 

3. Законспектируйте часть лекции, посвященной истории изучения мифологии, переведя ее в схему, чертеж или просто лаконичный текст. Вид конспекта произвольный. Можете, к примеру, сделать его таким образом: название теории - ее взгляды, или каким-либо другим. Можете сделать конспект по датам и именам. 

4. Расскажите о том, какие книги, относящиеся к теме мифологии, вы читали, и кратко расскажите их содержание и ваше мнение о них. Также можете сделать сообщение или доклад об их авторах. 

5. Выберите любой понравившийся вам миф из любой мифологии и представьте его в виде вашего рассказа (оценивается как творческая работа). Пересказывать надо своими словами и лучше в творческом варианте.         

 

  

- на главную -

   

- лекторий

    

 - E-mail -

   

Сайт создан в системе uCoz